Dmitry Kobak (kobak) wrote,
Dmitry Kobak
kobak

How to read the Bible?

По совету Шкробиуса прочитал книгу «How to read the Bible: A Guide to Scripture, Then and Now» by James Kugel — захватывающий 800-страничный разбор Ветхого Завета, книга за книгой: как его принято понимать в еврейской традиции, что говорит о нем современная наука и как это можно состыковать. Центральную мысль когда-то очень точно объяснил В.А. на нашем школьном форуме (эта беседа привела потом к отличному списку расхожих цитат, поменявших смысл на противоположный, см. по ссылке):
Итак, когда филолог или историк смотрят в текст, они пытаются понять его смысл (понимаемый широко, т. е. генезис, бытование, авторскую мысль и т. п.). Так, например, с точки зрения некоторых фольклористов «Песнь Песней» — свадебные песнопения. Когда в текст смотрит человек веры (или группа таких людей), он ищет в тексте обоснования своих практик, своего миросозерцания, своего богословия, своих верований и т. д. В таком развороте, «Песнь Песней», например, написал царь Соломон, воспел он мистический брак Всевышнего и Израиля и прочее и прочее. Значит, если мы подходим к тексту, как к сакральному тексту, т. е. к тексту в его функции быть сакральным, то мы заранее обязаны полагать его бессмысленным, так как смысл (точнее множество смыслов) в него влагает традиция, в каждый отдельный момент своего бытования. Существенно, что никакого имманентно присущего этому тексту смысла в нем, в некотором роде, нет, т. к. традицию этот исходный смысл не интересует. Интересно, что эта исходная бессмысленность обеспечивала свободу творческой мысли во времена самой, что ни на есть духовной теократии. Чем выше почитался авторитет священного текста, тем более творчески с ним обращались, тем более неожиданные смыслы в него влагали (в нем обнаруживали). Никакому ученому, скованному рамками некоторого правдоподобия, такая свобода, понятно не снилась.
А вот Шкробиус, примерно о том же:
The more substantive question is why we cannot separate the Torah from its rabbinical interpretation. Because with the very minimum effort you can interpret it ANY way you want. The Talmud is important because it shows the principles on which Torah is interpreted. It shows the diversity of the opinion even within these set constraints. It shows how such differences have been resolved. It is ridiculous to pull out the opinion of one particular rabbi and tell that it is overruled. On every page of the Talmud you will find ten opinions contradicting each other. You can separate the Torah from each one of these opinions. You cannot separate it from the process and the logic on which this opinions have been reached.
И еще:
I think that you view the Torah as just another text. I do not. I view it more like... like, say DNA. It has no meaning of its own without people living by it and thinking of it. These people understand the Torah, the more they live by it, the more they understand it, and it takes time, generations, to even start to see what it is about. Extracting a short sequence and poking a finger into it — it can be done, and done cleverly, but it amounts to nothing. Once again, I turn your attention to the fact that combining lex talonis with providing no legal immunity to an executioner and having the elaborate system of avenging of blood can have only two results: a bloodbath and self-destruction or unbelievable reluctance to use death penalty. The way the sages understood the Torah is the attitude of the people whose ancestors tried it every other way and rapidly discovered the consequences. Belaboring the analogy, DNA shapes the body and the body determines how DNA is translated. It is a live thing.
P.S. Талмуд как образцовая жж-дискуссия: «Today’s queez is: How long does a sexual act last? You have one minute to think».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Neighbour embeddings for scientific visualization

    Запись моего доклада (как бы в Гейдельберге, но, увы, через Zoom) о том, что такое neighbour embeddings, как они работают, кому и почему это вообще…

  • 2020 по причинам смерти

    Оказывается, Росстат уже неделю назад выложил окончательные данные за 2020 по причинам смерти! Сегодняшняя статья в Медиазоне:…

  • хиатус 2

    А интересно, все те люди, которые годами говорили, что потепление остановилось в 1998, -- они уже переключились и начали говорить, что потепление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal

  • Neighbour embeddings for scientific visualization

    Запись моего доклада (как бы в Гейдельберге, но, увы, через Zoom) о том, что такое neighbour embeddings, как они работают, кому и почему это вообще…

  • 2020 по причинам смерти

    Оказывается, Росстат уже неделю назад выложил окончательные данные за 2020 по причинам смерти! Сегодняшняя статья в Медиазоне:…

  • хиатус 2

    А интересно, все те люди, которые годами говорили, что потепление остановилось в 1998, -- они уже переключились и начали говорить, что потепление…