Dmitry Kobak (kobak) wrote,
Dmitry Kobak
kobak

Categories:

натюрлих, маргарита павловна!

И снова о советском кино. Разговорились о важном: моя собеседница химик О. любит фильм «Покровские ворота», а мои любимые «Я шагаю по Москве» и «Девять дней одного года» терпеть не может: первый, мол, противный фильм о несуществующих, наивных и плоских чувствах, а второй (цитирую) полон фальшивого пафоса и непогрешимой железобетонности Баталова. Мне же, напротив, кажется, что «Покровские ворота» — это дурацкая клоунада (даже несмотря на симпатягу Меньшикова), а «Шагаю по Москве» и «Девять дней» — кайф. Дальше привожу наш последний разговор.

— [...] и статья Панченко интересная. Мне пришло в голову, что как раз для человека, который живет сейчас и, следовательно, вне Нового времени, фильм «Девять дней одного года» просто обязан казаться насквозь фальшивым.

— Эх, ну как же ты не понимаешь: он тем и мил, что «фальшивый». Это не фальшь, а дух времени. Вот было такое странное время, когда все от науки с ума сходили, и круче космоса и ускорителей вообще ничего не было (не то что сейчас, когда общество паникует от мифических черных дыр, которые могут возникнуть в LHC). Разве не классно? То есть ты в чем-то права, просто то, что ты называешь фальшью и по поводу чего негодуешь, я в данном случае называю наивностью и умиляюсь.

— Ага, вот мы и добрались до сути. То, что мне представляется злонамеренным притворством, ты принимаешь за чистую монету :)) Я же говорила, что я мизантроп :)) Вот только почему-то в некоторых случаях (вспомним «Покровские ворота») все с точностью наоборот.

— Хм, это интересное соображение. Но всё-таки я не совсем за чистую монету это принимаю: я вижу ненатуральность, но она мне нравится. А в «Покровских воротах» я вижу ненатуральность, и она меня бесит :) Как-то так. Надо еще об этом подумать.

Реплика математика Л.: Покровские ворота не смотрел, судя по тому, что знаю про них, меня вырвет. [...] Первые два [фильма] — нормативные, причем про то, что надо лететь в космос. Прометеевская героика, молодость мира. «Покровские ворота» — фильм уже дескриптивный, о вневременном мотиве общества взаимного восхищения, реализованный с помощью демонстрации речи и этоса советского интеллигента в худшем смысле этого понятия (стайный импотент без веры, но с самомнением). Предыдущее предложение — educated guess. Если бы подход к героям был более безжалостным, могло получиться что-то значимое. А так получилось типичное любимое кино, кино комфортного просмотра. [...] Как сказал поэт: «Тьмы низких истин мне дороже // Нас возвышающий обман...»

— Я подумала. В «Шагаю по Москве» и «9 дней» ооочень много конкретных узнаваемых советских деталей и типажей: мол, а я, такой молодец, работаю ночью, строю метро и тащусь от этого; а я вот молодой, подающий надежды писатель из глубинки; а я заслуженный писатель, а я добрый дядя из военкомата и дам отсрочку на 24 часа, а я вот ученый, и мог бы выйти за дверь на 5 минут и не облучаться, но как-то было недосуг и я остался т.д. и т.п. А в «Покровских воротах» от советского только коммунальная квартира — и то, она, как ты правильно выразился, больше похожа на театральную сцену, где все свободно перемещаются между бутафорских перегородок. И этот водевильный мир, существующий вне конкретной эпохи, кажется намного естественней и человечней.

— То, что ты называешь водевилем, я называю балаганом. И меня он раздражает как сам по себе, так и потому что это был любимый балаган советского человека: проверенный способ сделать кино, которое будет популярно среди широких масс, прости за выражение, трудящихся. Если посмотреть на всенародно любимые советские фильмы, то ведь они все такие: «Ирония судьбы», «Иван Васильевич», «Покровские ворота», «Служебный роман» — всё это довольно бессмысленная клоунада, которую в детстве можно любить, но воспринимать как искусство как-то не получается. Замечу, что всё это фильмы 70-х годов: 75, 73, 82, 77. А вот «Девять дней одного года» и «Я шагаю по Москве» сняты в 62 и 64; это другая эпоха и другие идеалы. Эти идеалы сегодня могут казаться наивными и неестественными, но они мне милы, а тухлые 70-е годы не милы нисколько. Что возвращает нас, кстати, к эссе Панченко.

Л.: То, что говорит твоя корреспондентка, — тоже верно. Теория определяет то, что можно наблюдать.
Tags: correspondance, soviet_cinema
Subscribe

  • советское кино

    Год назад я ко всем приставал с просьбой назвать самые лучшие советские фильмы ( раз, два). Мне назвали кучу всего, чуть больше ста картин в общей…

  • wissen ist nacht

    По случаю дня знаний мы с Саней Симиным поднажали — и 15-минутный фильм из нашего похода по Кутсайоки теперь готов и лежит онлайн. Смотреть…

  • Brilliantovaya Ruka 2

    А вот в продолжение вчерашнего разговора про Гайдая. У меня есть и более глобальный вопрос на эту тему (простите, что задаю его в такой наивной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • советское кино

    Год назад я ко всем приставал с просьбой назвать самые лучшие советские фильмы ( раз, два). Мне назвали кучу всего, чуть больше ста картин в общей…

  • wissen ist nacht

    По случаю дня знаний мы с Саней Симиным поднажали — и 15-минутный фильм из нашего похода по Кутсайоки теперь готов и лежит онлайн. Смотреть…

  • Brilliantovaya Ruka 2

    А вот в продолжение вчерашнего разговора про Гайдая. У меня есть и более глобальный вопрос на эту тему (простите, что задаю его в такой наивной…