Dmitry Kobak (kobak) wrote,
Dmitry Kobak
kobak

Categories:

натюрлих, маргарита павловна!

И снова о советском кино. Разговорились о важном: моя собеседница химик О. любит фильм «Покровские ворота», а мои любимые «Я шагаю по Москве» и «Девять дней одного года» терпеть не может: первый, мол, противный фильм о несуществующих, наивных и плоских чувствах, а второй (цитирую) полон фальшивого пафоса и непогрешимой железобетонности Баталова. Мне же, напротив, кажется, что «Покровские ворота» — это дурацкая клоунада (даже несмотря на симпатягу Меньшикова), а «Шагаю по Москве» и «Девять дней» — кайф. Дальше привожу наш последний разговор.

Начало разговора. Статья Панченко. Злонамеренное притворство и чистая монета. Реплика математика Л. про прометеевскую героику и молодость мира.Collapse )

— Я подумала. В «Шагаю по Москве» и «9 дней» ооочень много конкретных узнаваемых советских деталей и типажей: мол, а я, такой молодец, работаю ночью, строю метро и тащусь от этого; а я вот молодой, подающий надежды писатель из глубинки; а я заслуженный писатель, а я добрый дядя из военкомата и дам отсрочку на 24 часа, а я вот ученый, и мог бы выйти за дверь на 5 минут и не облучаться, но как-то было недосуг и я остался т.д. и т.п. А в «Покровских воротах» от советского только коммунальная квартира — и то, она, как ты правильно выразился, больше похожа на театральную сцену, где все свободно перемещаются между бутафорских перегородок. И этот водевильный мир, существующий вне конкретной эпохи, кажется намного естественней и человечней.

— То, что ты называешь водевилем, я называю балаганом. И меня он раздражает как сам по себе, так и потому что это был любимый балаган советского человека: проверенный способ сделать кино, которое будет популярно среди широких масс, прости за выражение, трудящихся. Если посмотреть на всенародно любимые советские фильмы, то ведь они все такие: «Ирония судьбы», «Иван Васильевич», «Покровские ворота», «Служебный роман» — всё это довольно бессмысленная клоунада, которую в детстве можно любить, но воспринимать как искусство как-то не получается. Замечу, что всё это фильмы 70-х годов: 75, 73, 82, 77. А вот «Девять дней одного года» и «Я шагаю по Москве» сняты в 62 и 64; это другая эпоха и другие идеалы. Эти идеалы сегодня могут казаться наивными и неестественными, но они мне милы, а тухлые 70-е годы не милы нисколько. Что возвращает нас, кстати, к эссе Панченко.

Л.: То, что говорит твоя корреспондентка, — тоже верно. Теория определяет то, что можно наблюдать.
Tags: correspondance, soviet_cinema
Subscribe

  • советское кино

    Год назад я ко всем приставал с просьбой назвать самые лучшие советские фильмы ( раз, два). Мне назвали кучу всего, чуть больше ста картин в общей…

  • wissen ist nacht

    По случаю дня знаний мы с Саней Симиным поднажали — и 15-минутный фильм из нашего похода по Кутсайоки теперь готов и лежит онлайн. Смотреть…

  • Brilliantovaya Ruka 2

    А вот в продолжение вчерашнего разговора про Гайдая. У меня есть и более глобальный вопрос на эту тему (простите, что задаю его в такой наивной…

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • советское кино

    Год назад я ко всем приставал с просьбой назвать самые лучшие советские фильмы ( раз, два). Мне назвали кучу всего, чуть больше ста картин в общей…

  • wissen ist nacht

    По случаю дня знаний мы с Саней Симиным поднажали — и 15-минутный фильм из нашего похода по Кутсайоки теперь готов и лежит онлайн. Смотреть…

  • Brilliantovaya Ruka 2

    А вот в продолжение вчерашнего разговора про Гайдая. У меня есть и более глобальный вопрос на эту тему (простите, что задаю его в такой наивной…