Dmitry Kobak (kobak) wrote,
Dmitry Kobak
kobak

ницше

Прочитал «Веселую науку» Ницше. В целом: не понравилось. Сумбурно, разрозненно, по большей части неинтересно. Для сборника афоризмов чересчур длинно, для философского сочинения чересчур непоследовательно. Но есть, конечно, отдельные замечательные места; вот несколько цитат (и без того расхожие не привожу):
Размышление утратило все свое достоинство формы <...>. Мы мыслим слишком быстро, мимоходом, попутно, между всяческих дел и занятий, даже когда мыслим о самом серьезном; мы мало нуждаемся в подготовке, даже в покое <...>. Некогда по каждому было видно, что он намеревался мыслить — это ведь являлось исключением! — что он хотел стать мудрее и выказывал готовность к какой-нибюдь мысли: лица вытягивались как бы в молитвенном выражении, и замедлялся шаг. (6)

Сознательность представляет собой последнюю и позднейшую ступень развития органического и, следовательно, также и наиболее недоделанное и немощное в нем. (11)

<...> мы, привыкшие к учению о равенстве людей, хотя и не к самому равенству. (18)

<...> наше поколение не способно употребить свое большое прилежание и свои деньги во что-нибудь иное, чем в приобретение новых денег и нового прилежания: нынче требуется больше гения для расточительства, чем для стяжательства! (21)

То, что мы знаем и помним о самих себе, не столь существенно для счастья нашей жизни, как это полагают. В один прекрасный день разражается над нами то, что другие знают (или думают, что знают) о нас, — и тогда мы постигаем, что это гораздо сильнее. Легче справиться со своей нечистой совестью, нежели с своей нечистой репутацией. (52)

Когда мы любим женщину, мы с легкостью проникаемся ненавистью к природе, вспоминая о всех отвратительных естественностях, которым подвержена каждая женщина <...>. (59)
Кто знает себя глубоко, заботится о ясности; кто хотел бы казаться толпе глубоким, заботится о темноте. Ибо толпа считает глубоким все то, чему она не может видеть дна <...>. (173)

Одного безрадостного человека вполне достаточно, чтобы надолго испортить настроение и омрачить небо целому семейству <...>. Счастье — далеко не столь заразная болезнь; отчего так происходит? (239)

Я поймал эту внезапную мысль попутно и наспех воспользовался ближайшими случайными словами, чтобы связать ее и не дать ей снова улететь. А теперь она умерла в этих резких словах и висит и болтается в них, — я же, глядя на нее, едва уже припоминаю, отчего я мог так радоваться, поймав эту птицу. (298)

У подавляющего большинства людей интеллект представляет громоздкую, подозрительную, скрипучую машину, завести которую — одна волокита: они называют это «серьзно относиться к делу», когда намереваются поработать и хорошенько подумать этой машиной — о, сколь тягостно должно быть им это шевеление мозгами. (327)

Нынче уже стыдятся покоя; длительное раздумье вызывает почти угрызения совести. Думают с часами в руке <...>. (329)

Обнаженный человек вообще постыдное зрелище — я говорю о нас, европейцах (а никак не о европеянках!). (352)
На очереди — «Заратустра».
Subscribe

  • Neighbour embeddings for scientific visualization

    Запись моего доклада (как бы в Гейдельберге, но, увы, через Zoom) о том, что такое neighbour embeddings, как они работают, кому и почему это вообще…

  • 2020 по причинам смерти

    Оказывается, Росстат уже неделю назад выложил окончательные данные за 2020 по причинам смерти! Сегодняшняя статья в Медиазоне:…

  • хиатус 2

    А интересно, все те люди, которые годами говорили, что потепление остановилось в 1998, -- они уже переключились и начали говорить, что потепление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment