Dmitry Kobak (kobak) wrote,
Dmitry Kobak
kobak

belem a noite

Жизнь не стоит на месте, и вот уже мы собрали чемоданы, развинтили детские кроватки, и -- увы, увы -- уехали из Лиссабона в Швабию. Итоговый пункт назначения -- славный город Тюбинген, но мы переезжаем поэтапно, и я там буду только с нового года, а семейство ближе к лету. Пока что привыкаем к сельской идиллии, вместо апельсинов -- яблоки, вместо чаек -- какие-то ястребы, вместо vinho verde -- Federweisser. Дедушка ("Это не дедушка! Это Opa!") катает детей на лошадях и водит смотреть, как доят коров.

В один из последних перед отъездом вечеров, когда мебель уже продали, коробки уже отправили, и дети заснули в спальниках на полу, я решил пройтись по району с фотоаппаратом. Взял широкоугольник, штатив, и вышел под теплый октябрьский моросящий лиссабонский дождик. Кто бывал в Лиссабоне, наверняка узнает знакомые места: мы жили в самом центре Белема, в двух шагах от Жеронимуша и паштейш де Белем.

1. Вышел из дома, перешел нашу улицу -- Calcada do Galvao. Кто такой Галвау, мне не ведомо, я как-то пытался выяснить, но не преуспел. Тротуары выложены мелкой белой известняковой плиткой, как и везде в Лиссабоне. Я один такой кубик стащил на память с какой-то стройки, теперь служит мне пресс-папье. Слева -- стена тропического ботанического сада; вид из окон у нас был на заросли бамбука.

2. Спускаемся вниз минуты две и вот вход в ботанический сад (Jardim Tropical). У нас туда были годовые абонементы, летом с детьми ходили после детского садика лазать по корням гигантских фикусов и смотреть на уток, куриц, петухов, гусей, и павлинов. В Лиссабоне в парках часто живут петухи и курицы; я такого больше нигде не видел, хотя вот утки-то везде есть, почему бы и курицам не бегать по травке. Главное достоинство этого сада -- почти абсолютное экранирование туристов; на пятьдесят метров ниже по улице расположено кафе с белемскими пирожными (см. ниже), куда днем бесконечным маршем идут туристические группы, но тропический сад не входит в программу-минимум, и редкий турист туда проникает.

3. Прямо напротив Тропикала -- детский садик, куда ходили сначала два, а потом и три наши ребенка. Вход под арку, но терраса с детской площадкой (правый верхний угол снимка) выходит ровно на Тропикал. Соседняя дверь -- посольство Восточного Тимора (!), напоминающее о колониальном прошлом. Ни разу не видел, чтобы туда кто-то заходил, но на улице рядом с припаркованной машиной всегда прохлаждался восточный тиморец.

4. Вид от Тропикала и детского садика вниз на трамвайное кольцо и кафе из старого трамвая.

5. Переходим дорогу -- и вот уже начинается он, Моштейру ду Жеронимуш, монастырь иеронимитов.

6. Подробно рассказывать не буду, монастырь знаменитый, в списке юнеско, одна из главных достопримечательностей Лиссабона. Днем сюда автобусы один за другим привозят туристические группы и народу тьма; во внутренний дворик, куда пускают только по билетам и только в ограниченным количестве, очередь летом стоит адская -- метров сто. А вот вечером тут ни души (ночная жизнь совсем в других районах). Изумительный интерьер и мои любимые нервюры показать не могу: ночью церковь закрыта -- но можно подойти к мануэлинскому порталу.

7. У нас много видео, где дети катаются перед этими львами на велосипеде или самокате, кормят их какой-то травой и корчат рожи.

8. Хорошие львы.

9. Так выглядит мануэлино: пламенеющая готика по-португальски, с морскими и заморскими мотивами, вдохновленными успехом Васко да Гамы, и построенная на вырученные от продажи корицы и перца деньги.

10. В левой части монастыря теперь морской музей с бесчисленным множеством моделей кораблей, настоящими кораблями и даже самолетами.

11. Один корабль стоит прямо на улице.

12. Напротив -- страшноватая громада культурного центра, построенного в конце 80-х. В частный музей современного искусства идти не советую, но терраса с оливковыми деревьями, выходящая на Тежу, там отменная. На фотографии слева внизу можно заметить проносящийся -- и потому смазанный -- знаменитый лиссабонский трамвай.

13. Иду вдоль культурного центра к Тежу, там какие-то деревья уже без листьев но все в красных цветах -- кто-нибудь знает, как они называются?

14. Подходим к реке: вдали слева можно разглядеть мост 25 апреля.

15. Каждый, кто гулял по Белему, помнит высоченный Падрао душ Дешкобриментуш на набережной. Он и так довольно уродливый, а сейчас и вовсе весь в строительных лесах, так что я его не стал фотографировать. Прямо перед ним -- мозайка с картой мира и схемой великих географических открытий ("дешкобриментуш"), и вот вид обратно на Жеронимуш. Мыс Боядор обошел в 1434 славный Жил Эанеш. Чтобы доплыть до Индии, потребовалось еще шестьдесят лет.

16. Карта. "Падрао", кстати, это такой столбик, который великие географические открыватели возили с собой и устанавливали на достигнутых берегах. Пару таких столбиков разыскали в двадцатом веке где-то в африканской глуши и привезли обратно.

17. Рыбка.

18. Ладно, идем от Падрао вверх по течению. Проходим гавань.

19. И доходим до нового здания музея карет. Музей этот всегда был примерно тут, на располагался в небольшом барочном дворце. Дворец был под завязку набит каретами, в основном тоже барочными, вся коллекция туда не помещалась, и в итоге решили строить новый. Новое здание открылось на наших глазах, в прошлом году. Очень страшное; на этой фотографии еще кажется ничего, а вообще-то ужас-ужас. Но сам музей отличный.

20. Начинаю возвращаться обратно. За спиной статуи -- старое здание музея карет. В этот фонтан дети за прошедшие годы бросили пару тысяч камешков и сотню-другую шишек.

21. Памятник Альфонсо де Альбукерку -- первому наместнику в Гоа. "Альфонсо де Альбукерк" было одним из первых Лешиных слов.

22. Президентский дворец (прямо напротив Альфонсо). По субботам туда можно попасть с экскурсией, но я так ни разу и не сходил.

23. Флаг.

24. После площади Альфонсо де Альбукерка начинается другой парк, с детской площадкой. Сюда мы ходили с детьми кататься на велосипеде и самокате. Внизу -- ряд ресторанов.

25. Там же.

26. А вот и кондидерская ("паштелария"), где делают Паштейш де Белем. Она находится в любом путеводителе в списке десяти (пяти, трех) вещей, которые необходимо-де сделать в Лиссабоне, поэтому в сезон сюда стоит жуткая очередь из китайцев, похлеще, чем в Жеронимуш. Лайфхак такой: нужно приходить или рано утром, часов до десяти, или поздно вечером: кафе работает до 11, а после девяти все туристы уезжают обратно в центр. Когда мы только приехали, я сюда часто заходил по дороге на работу, но потом надоело.

27. Вот это любопытная штука, мимо которой большинство людей проходит, не заметив. Малюсенький переулок Соленой Земли: колонна отмечает место казни маркиза Таворы вместе со всем семейством в 1759 за (якобы) организацию покушения на короля. Эта леденящая история заслуживает отдельного рассказа, см. https://en.wikipedia.org/wiki/Távora_affair.

28. За углом снова вид на Жеронимуш, направо наверх -- наша улица.

29. Поднимаюсь к дому. Наши три окна -- на первом этаже справа от парадной. Парковка по-португальски, на тротуаре: запрещено, но дорожная полиция обычно бездействует (у нас машины не было -- для португальцев ситуация неслыханная).

30. Внутри парадной.

31. Напоследок -- мусорный бак у входа в парадную. Горизонт не завален, это улица завалена. Крышка у бака желтая, потому что он для пластика, и в этот день недели вывозили именно пластик. Мусорщики проезжали по нашей улице всегда после полуночи и ДИКО ГРЕМЕЛИ мусоровозом. На самом баке -- герб Лиссабона, кораблик с двумя воронами.

• «История питания в Европе»

Спасибо дорогому kusha, прочел книжку « Голод и изобилие. История питания в Европе» Массимо Монтанари. Почему-то все девицы…

• монпансьешки

Hа фаянсовом попугае лежат pазноцветные монпансье. Ольга выбpала зелененькую, кислую. — Ах да, Владимиp. Она положила монпансьешку в pот.…

• John Searle. Mind — A Brief Introduction

Еще осенью прочел книжку Серля « Mind — A Brief Introduction» и хотел о ней написать, но никак не могу собраться написать связный…

• «История питания в Европе»